1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Образовательная организация Адрес и телефон реализации программы Полное название программы Направленность программы Срок реализации программы Возраст обучающихся Вид программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №129 г. Екатеринбург, улица Кунарская, дом 28, (343)322-79-78 «Компьютерная безопасность» Техническая 1 год 10-14 лет по степени авторства - модифицированная; по уровню освоения - общекультурная; Цель программы Образовательные уровни Освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства. Стартовый уровень Форма реализации программы групповая Объём и срок освоения программы Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы 70 часов в год. Курс «Компьютерная безопасность» изучается из расчета 2 часа в неделю. Занятия заканчиваются не позднее 18.00 часов. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в Учреждении регулируется СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Формы подведения итогов - создание буклетов; проведение квестов; выступления (механизмы оценивания результатов) обучающихся по актуальным вопросам информационной безопасности с собственными мультимедийными презентациями на ученических мероприятиях; демонстрация созданных видеороликов и др. 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная безопасность» (далее - ДООП), разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 2025 годы в действующей редакции; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. №06-1844; Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; Устав МБОУ СОШ №129; Локальные акты МБОУ СОШ №129. Направленность программы - социальная, так как ориентирована на развитие коммуникативных способностей и культуры поведения в сети «интернет» Актуальность программы заключается в исследовании проблем безопасности детей и подростков в сети Интернет, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий Новизна программы заключается в достижении метапредметных результатов и предметных умений дисциплины по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права. Педагогическая целесообразность программы заключается в разумном педагогическом руководстве социальном воспитании, в грамотном педагогическом сопровождении образовательно-воспитательного процесса. Программа расширяет и углубляет знания обучающихся в области интернет безопасности, направлена на поиск новых подходов и форм освоения учебного материала. Уровень реализации программы - стартовый, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы. Программа адресована подросткам 10-14 лет. Заниматься в группе может каждый обучающий. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка. Кружковая система позволяет способствовать разностороннему и 3 гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию коммуникативных способностей, решению задач нравственного и эстетического воспитания. Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 70 часов в год. Курс «Компьютерная безопасность» изучается из расчета 2 часа в неделю. Занятия заканчиваются не позднее 18.00 часов. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в Учреждении регулируется СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Срок реализации программы - 1 год. Формы обучения - очная, групповая, а также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл.2, ст.17, п.4). Особенности реализации программы. является то, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности. 1.2. Цели и задачи программы Основная цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства. Задачи: Образовательные: Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет; Формировать умения соблюдать нормы информационной этики; Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию. Развивающие: Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий; Воспитательные: Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности; Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности. Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности. 4 1.3 Учебный план Учебно-тематический план № п/п 1 1.1 1.2 1.3 Наименование раздела, тем Введение. Основные понятия Информация, компьютер и Интернет Техника безопасности Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость. 2 Сетевая гигиена 2.1 Методы безопасной работы в Интернете 2.2 Потребительские опасности в Интернете 2.3 Основные правила поведения сетевого взаимодействия 2.4 Интернет гигиена Интернет присущность 3 3.1 История антивирусных программ 3.2 Виды вредоносного программного обеспечения 3.3 Виды мошенничества в интернете 3.4 Кибербулинг 3.5 Государственная политика в области в защиты информации 3.6 Уголовная ответственность за киберпреступления ИТОГО Количество часов Форма Всего теория Практика проверки 21 14 7 8 6 2 Презентация 8 5 3 Буклет 5 3 2 Буклет 19 5 4 4 11 3 3 2 8 2 1 2 6 32 6 6 6 6 2 3 16 3 3 3 3 1 3 16 3 3 3 3 1 6 72 3 41 3 31 Квест Презентация Буклет Буклет Буклет Презентация Квест Презентация Презентация Презентация 1.4. Содержание программы Раздел 1 Тема 1.1 Тема 1.2 Тема 1.3 Раздел 2 Тема 2.1 Тема 2.2 Тема 2.3 Тема 2.4 Раздел 3 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Информация, компьютер и Интернет Техника безопасности Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость. Методы безопасной работы в Интернете Потребительские опасности в Интернете Основные правила поведения сетевого взаимодействия Государственная политика в области в защиты информации История антивирусных программ Виды вредоносного программного обеспечения Виды мошенничества в интернете Кибербулинг Интернет гигиена Уголовная ответственность за киберпреступления 1.5 Планируемые результаты Планируемые результаты соотносятся с целевой установкой программы, ориентированы на всестороннее развитие личности через формирование универсальных учебных действий. Они заключаются в подготовке обучающихся к творческому решению задач, связанных с обучением и воспитанием, с обеспечением высокого уровня их подготовки, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Они 5 диагностируются критериями и показателями эффективности реализации программы в рамках компетенции ценностно-смысловой и самосовершенствования. На этапе завершения года обучения у обучающихся отслеживаются регулятивные и познавательные результаты, которые отражают сформированные умения организовывать свою образовательную деятельность, получать и систематизировать знания, решать образовательные задачи. Личностные: 1. Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности; 2. Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности; 3. Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности. Метапредметные: 1. Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; 2. Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; 3. Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий. Предметные результаты: а) Формирование знаний о сети интернет и компьютерной безопасности; б) знакомство учащихся с видами вредоносного программного обеспечения; в) формирование у учащихся интереса к информационным технологиям; РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Календарный учебный график реализации дополнительной общеразвивающей программы Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 26 мая. Начало учебного года - 1 сентября 2022 года. Продолжительность учебного года Для 1 классов - 33 недели. Для 2 - 4 классов - 34 недели Для 5 - 8 классов - 34 недели. Для 9, 11 классов – 34 недели. Для 10 класса – 34 недели. Даты Начало четверти Окончание четверти 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 01.09.2022 07.11.2022 09.01.2023 03.04.2023 30.10.2022 31.12.2022 26.03.2023 26.05.2023 Продолжительность (количество учебных недель) 8 недель 8 недель 10 недель 8 недель 6 Продолжительность каникул в течение учебного года: Дата начала Дата окончания каникул каникул Осенние 31.10.2022 06.11.2022 Зимние 01.01.2023 08.01.2023 Весенние 27.03.2023 02.04.2023 Итого: 22 дня Продолжительность в днях 7 дней 8 дней 7 дней Выходные и нерабочие дни 23, 24 - День защитника Отечества 8 марта - Международный женский день 1 мая - Праздник весны и труда 8, 9 мая - День победы Продолжительность рабочей недели: 6 - дневная рабочая неделя в 1-11 классах Условия реализации программы Организация образовательного процесса происходит в МБОУ СОШ №128, г. Екатеринбург, ул. Кунарская, 28. Учебная аудитория для теоретических и практических занятий киноклуба. Материально - технические: Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Перечень учебно-методического обеспечения 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Экран 4. Учебный класс 2.2. Формы и сроки аттестации обучающихся - Творческие работы (буклет, презентация, квест ). Используются следующие виды мониторинга результатов: Входной (сентябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май). Формами итоговой аттестации являются: творческие работы, в которых подросток осознанно выражает собственное мнение об обозначенной в теме проблематике. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и коллективного анализа дискуссии. Текущий, итоговый контроль за освоением ДООП может осуществляться очно с применением дистанционных образовательных технологий. Способы диагностики и контроля результатов Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества – ниже среднего - 1, средний - 2, выше среднего - 3) Ф.И. ребенка Возраст Название объединения Программа Ф.И.О. педагога Дата начала наблюдения 7 Сроки диагностики Показатели 1 год обучения Входная (начало года) Промежуточная (середина года) Итоговая (конец года) 1. Теоретическая подготовка ребенка а) основные виды компьютерных угроз; б) типы защиты ПК; в) Основы цифровой гигиены. 2. Практическая подготовка ребенка Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) анализировать видов угроз; б) выделять детали и особенности вредоносного ПО; в) самостоятельно выполнять творческие задания. 3. Обще-учебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: а) образовывать информацию из одной формы в другую на основе определенных условий б) работать по предложенному педагогом плану. 3.2. Учебно-коммуникативные умения: а) участвовать в дискуссии; б) строить логическую цепочку рассуждений; в) приводить обоснованную доказательствами личную позицию; З.З. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение самостоятельно представлять творческое задание; б) умение быть ведущим дискуссий по темам . 4. Предметные достижения обучающегося: а) знание о цифровой безопасности; б) знание учащимся принципов цифровой гигиены; в) интерес информационной безопасности и информационным технологиям ; 8 Диагностическая карта выявления компетенций на промежуточной/итоговой аттестации в объединении «компьютерная безопасность» 1 год обучения Форма –творческая работа (презентация). Критерии. 1 - ниже среднего уровня; 2 - средний уровень; 3 - выше среднего уровня. Зачет – от 9 баллов. № п/п Ф.И. ребенка ТЕОРИЯ Использо вание специализ ированны х терминов Знание алгори тма работы ПРАКТИКА Умение анализи ровать виды угроз Умение обезопаси ть себя в цифровом пространс тве ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Умение образовывать информацию из одной формы в другую Умение выстраива ть план работы 1 2.4. Оценочные материалы (критерии оценивания результатов работы детей) В качестве средств текущего контроля успеваемости используются творческие работы, а также метод наблюдения и коллективный анализ дискуссии. Промежуточная аттестация проводится в форме буклета . Итоговая аттестация: презентация Основные показатели эффективности реализации данной программы: - высокий уровень мотивации учащихся к посещению занятий по компьютерной безопасности (сохранность контингента 100%); - творческая самореализация учащихся. Приложение 1 Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества – ниже среднего - 1, средний - 2, выше среднего - 3) Ф.И. ребенка Возраст Название объединения Программа Ф.И.О. педагога Дата начала наблюдения Сроки диагностики 1 год обучения 9 Входная (начало года) Промежуточная (середина года) Итоговая (конец года) Показатели 1. Теоретическая подготовка ребенка а) основные виды компьютерных угроз; б) типы защиты ПК; в) Основы цифровой гигиены. 2. Практическая подготовка ребенка Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) анализировать видов угроз; б) выделять детали и особенности вредоносного ПО; в) самостоятельно выполнять творческие задания. 3. Обще-учебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: а) образовывать информацию из одной формы в другую на основе определенных условий б) работать по предложенному педагогом плану. 3.2. Учебно-коммуникативные умения: а) участвовать в дискуссии; б) строить логическую цепочку рассуждений; в) приводить обоснованную доказательствами личную позицию; З.З. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение самостоятельно представлять творческое задание; б) умение быть ведущим дискуссий по темам . 4. Предметные достижения обучающегося: а) знание о цифровой безопасности ; б) знание учащимся принципов цифровой гигиены; в) интерес информационной безопасности и информационным технологиям ; 10 Диагностическая карта выявления компетенций на промежуточной/итоговой аттестации в объединении «компьютерная безопасность» 1 год обучения Форма – письменная творческая работа (презентация). Критерии. 1 - ниже среднего уровня; 2 - средний уровень; 3 - выше среднего уровня. Зачет – от 9 баллов. № п/п Ф.И. ребенка ТЕОРИЯ Использо вание специализ ированны х терминов Знание алгори тма работы ПРАКТИКА Умение анализи ровать виды угроз Умение обезопаси ть себя в цифровом пространс тве ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Умение образовывать информацию из одной формы в другую Умение выстраива ть план работы 1 11