ДООП Компьютерная безопасность

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная организация

Адрес и телефон реализации
программы
Полное название программы
Направленность программы
Срок реализации программы
Возраст обучающихся
Вид программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение - средняя общеобразовательная школа №129

г. Екатеринбург, улица Кунарская, дом 28, (343)322-79-78
«Компьютерная безопасность»
Техническая
1 год
10-14 лет
по степени авторства - модифицированная; по уровню
освоения - общекультурная;

Цель программы

Образовательные уровни

Освоение обучающимися базовых принципов безопасного
поведения в сети интернет и безопасности личного
информационного пространства.
Стартовый уровень

Форма реализации программы
групповая
Объём и срок освоения программы Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы 70 часов в год. Курс «Компьютерная безопасность»
изучается из расчета 2 часа в неделю. Занятия заканчиваются
не позднее 18.00 часов. Рекомендуемая кратность занятий в
неделю и их продолжительность в Учреждении регулируется
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного
образования детей".

Формы
подведения
итогов - создание буклетов; проведение квестов; выступления
(механизмы оценивания результатов) обучающихся по актуальным вопросам информационной
безопасности с собственными мультимедийными
презентациями на ученических мероприятиях; демонстрация
созданных видеороликов и др.

2

РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка

Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Компьютерная безопасность» (далее - ДООП), разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 2025 годы в действующей редакции;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №
1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Примерные требования к программам дополнительного образования детей от
11.12.2006 г. №06-1844;
 Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015
г. № 09-3242;
 Устав МБОУ СОШ №129;
 Локальные акты МБОУ СОШ №129.
Направленность программы - социальная, так как ориентирована на развитие
коммуникативных способностей и культуры поведения в сети «интернет»
Актуальность программы заключается в исследовании проблем безопасности детей и
подростков в сети Интернет, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным
использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных
технологий
Новизна программы заключается в достижении метапредметных результатов и
предметных умений дисциплины по формированию навыков и умений безопасного и
целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети интернет,
умений соблюдать нормы информационной этики и права.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
разумном
педагогическом руководстве социальном воспитании, в грамотном педагогическом
сопровождении образовательно-воспитательного процесса. Программа расширяет и углубляет
знания обучающихся в области интернет безопасности, направлена на поиск новых подходов
и форм освоения учебного материала.
Уровень реализации программы - стартовый, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предполагаемого для освоения содержания программы.
Программа адресована подросткам 10-14 лет. Заниматься в группе может каждый
обучающий. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является
форма кружка. Кружковая система позволяет способствовать разностороннему и

3

гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию коммуникативных способностей,
решению задач нравственного и эстетического воспитания.
Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, запланированных
на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 70 часов в год. Курс
«Компьютерная безопасность» изучается из расчета 2 часа в неделю. Занятия заканчиваются
не позднее 18.00 часов. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в
Учреждении регулируется СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей".
Срок реализации программы - 1 год.
Формы обучения - очная, групповая, а также допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», гл.2, ст.17, п.4).
Особенности реализации программы. является то, что она способствует
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них
интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической
деятельности.
1.2. Цели и задачи программы

Основная цель программы:
освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и
безопасности личного информационного пространства.
Задачи:
Образовательные:
 Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с
компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
 Формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
 Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать
полученную информацию.
Развивающие:
 Развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в
использовании информационных и коммуникационных технологий;
 Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
 Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании
информационных и коммуникационных технологий;
 Воспитательные:
 Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам
собственной информационной безопасности;
 Способствовать
формированию и
развитию нравственных, этических,
патриотических качеств личности.
 Стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение
информационной безопасности.

4

1.3 Учебный план

Учебно-тематический план

№
п/п
1
1.1
1.2
1.3

Наименование раздела, тем

Введение. Основные понятия
Информация, компьютер и Интернет
Техника безопасности
Мир виртуальный и реальный. Интернет
зависимость.
2
Сетевая гигиена
2.1 Методы безопасной работы в Интернете
2.2 Потребительские опасности в Интернете
2.3 Основные правила поведения сетевого
взаимодействия
2.4 Интернет гигиена
Интернет присущность
3
3.1 История антивирусных программ
3.2 Виды вредоносного программного обеспечения
3.3 Виды мошенничества в интернете
3.4 Кибербулинг
3.5 Государственная политика в области в защиты
информации
3.6 Уголовная ответственность за киберпреступления
ИТОГО

Количество часов
Форма
Всего
теория Практика проверки
21
14
7
8
6
2
Презентация
8
5
3
Буклет
5
3
2
Буклет
19
5
4
4

11
3
3
2

8
2
1
2

6
32
6
6
6
6
2

3
16
3
3
3
3
1

3
16
3
3
3
3
1

6
72

3
41

3
31

Квест
Презентация
Буклет
Буклет
Буклет
Презентация
Квест
Презентация
Презентация
Презентация

1.4. Содержание программы

Раздел 1
Тема 1.1
Тема 1.2
Тема 1.3
Раздел 2
Тема 2.1
Тема 2.2
Тема 2.3
Тема 2.4
Раздел 3
Тема 3.1
Тема 3.2
Тема 3.3

Информация, компьютер и Интернет
Техника безопасности
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.
Методы безопасной работы в Интернете
Потребительские опасности в Интернете
Основные правила поведения сетевого взаимодействия
Государственная политика в области в защиты информации
История антивирусных программ
Виды вредоносного программного обеспечения
Виды мошенничества в интернете
Кибербулинг
Интернет гигиена
Уголовная ответственность за киберпреступления
1.5 Планируемые результаты

Планируемые результаты соотносятся с целевой установкой программы, ориентированы на
всестороннее развитие личности через формирование универсальных учебных действий. Они
заключаются в подготовке обучающихся к творческому решению задач, связанных с
обучением и воспитанием, с обеспечением высокого уровня их подготовки, соответствующего
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Они
5

диагностируются критериями и показателями эффективности реализации программы в рамках
компетенции ценностно-смысловой и самосовершенствования. На этапе завершения года
обучения у обучающихся отслеживаются регулятивные и познавательные результаты,
которые отражают сформированные умения организовывать свою образовательную
деятельность, получать и систематизировать знания, решать образовательные задачи.
Личностные:
1.
Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной
информационной безопасности;
2.
Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества
личности;
3.
Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение
информационной безопасности.
Метапредметные:
1.
Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в
использовании информационных и коммуникационных технологий;
2.
Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
3.
Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании
информационных и коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
а) Формирование знаний о сети интернет и компьютерной безопасности;
б) знакомство учащихся с видами вредоносного программного обеспечения;
в) формирование у учащихся интереса к информационным технологиям;
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с
учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
Календарный учебный график реализации дополнительной общеразвивающей программы

Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 26 мая. Начало учебного года - 1
сентября 2022 года.
Продолжительность учебного года
Для 1 классов - 33 недели.

Для 2 - 4 классов - 34 недели
Для 5 - 8 классов - 34 недели.
Для 9, 11 классов – 34 недели.
Для 10 класса – 34 недели.
Даты
Начало четверти Окончание четверти
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

01.09.2022
07.11.2022
09.01.2023
03.04.2023

30.10.2022
31.12.2022
26.03.2023
26.05.2023

Продолжительность
(количество учебных
недель)
8 недель
8 недель
10 недель
8 недель

6

Продолжительность каникул в течение учебного года:
Дата начала
Дата окончания
каникул
каникул
Осенние
31.10.2022
06.11.2022
Зимние
01.01.2023
08.01.2023
Весенние 27.03.2023
02.04.2023
Итого: 22 дня

Продолжительность
в днях
7 дней
8 дней
7 дней

Выходные и нерабочие дни
23, 24 - День защитника Отечества
8 марта - Международный женский день
1 мая - Праздник весны и труда
8, 9 мая - День победы
Продолжительность рабочей недели: 6 - дневная рабочая неделя в 1-11 классах
Условия реализации программы
Организация образовательного процесса происходит в МБОУ СОШ №128, г. Екатеринбург,
ул. Кунарская, 28.
Учебная аудитория для теоретических и практических занятий киноклуба.
Материально - технические:

Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Экран
4. Учебный класс
2.2. Формы и сроки аттестации обучающихся
- Творческие работы (буклет, презентация, квест ).
Используются следующие виды мониторинга результатов:
Входной (сентябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май).
Формами итоговой аттестации являются: творческие работы, в которых подросток осознанно выражает
собственное мнение об обозначенной в теме проблематике.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и коллективного анализа
дискуссии.
Текущий, итоговый контроль за освоением ДООП может осуществляться очно с применением
дистанционных образовательных технологий.
Способы диагностики и контроля результатов

Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого качества – ниже среднего - 1, средний - 2, выше среднего - 3)
Ф.И. ребенка
Возраст
Название объединения
Программа
Ф.И.О. педагога
Дата начала наблюдения

7

Сроки диагностики

Показатели

1 год
обучения
Входная
(начало года)

Промежуточная
(середина года)

Итоговая
(конец года)

1. Теоретическая подготовка ребенка
а) основные виды компьютерных угроз;
б) типы защиты ПК;
в) Основы цифровой гигиены.
2. Практическая подготовка ребенка
Практические умения и навыки,
предусмотренные
программой:
а) анализировать видов угроз;
б) выделять детали и особенности
вредоносного ПО;
в) самостоятельно выполнять творческие
задания.
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
а) образовывать информацию из одной
формы в другую на основе определенных
условий
б) работать по предложенному педагогом
плану.
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
а) участвовать в дискуссии;
б)
строить
логическую
цепочку
рассуждений;
в)
приводить
обоснованную
доказательствами личную позицию;
З.З. Учебно-организационные умения и
навыки:
а) умение самостоятельно представлять
творческое задание;
б) умение быть ведущим дискуссий по
темам .
4. Предметные достижения обучающегося:
а) знание о цифровой безопасности;
б) знание учащимся принципов цифровой
гигиены;
в) интерес информационной безопасности и
информационным технологиям ;

8

Диагностическая карта выявления компетенций на промежуточной/итоговой
аттестации в объединении «компьютерная безопасность»
1 год обучения
Форма –творческая работа (презентация).
Критерии. 1 - ниже среднего уровня; 2 - средний уровень; 3 - выше среднего уровня.
Зачет – от 9 баллов.
№
п/п

Ф.И. ребенка

ТЕОРИЯ
Использо
вание
специализ
ированны
х
терминов

Знание
алгори
тма
работы

ПРАКТИКА
Умение
анализи
ровать
виды
угроз

Умение
обезопаси
ть себя в
цифровом
пространс
тве

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
образовывать
информацию
из одной
формы в
другую

Умение
выстраива
ть план
работы

1

2.4. Оценочные материалы (критерии оценивания результатов работы детей)

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются творческие работы, а
также метод наблюдения и коллективный анализ дискуссии.
Промежуточная аттестация проводится в форме буклета .
Итоговая аттестация: презентация
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
- высокий уровень мотивации учащихся к посещению занятий по компьютерной
безопасности (сохранность контингента 100%);
- творческая самореализация учащихся.
Приложение 1

Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого качества – ниже среднего - 1, средний - 2, выше среднего - 3)
Ф.И. ребенка
Возраст
Название объединения
Программа
Ф.И.О. педагога
Дата начала наблюдения
Сроки диагностики

1 год
обучения

9

Входная
(начало года)

Промежуточная
(середина года)

Итоговая
(конец года)

Показатели
1. Теоретическая подготовка ребенка
а) основные виды компьютерных угроз;
б) типы защиты ПК;
в) Основы цифровой гигиены.
2. Практическая подготовка ребенка
Практические умения и навыки,
предусмотренные
программой:
а) анализировать видов угроз;
б) выделять детали и особенности
вредоносного ПО;
в) самостоятельно выполнять творческие
задания.
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
а) образовывать информацию из одной
формы в другую на основе определенных
условий
б) работать по предложенному педагогом
плану.
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
а) участвовать в дискуссии;
б)
строить
логическую
цепочку
рассуждений;
в)
приводить
обоснованную
доказательствами личную позицию;
З.З. Учебно-организационные умения и
навыки:
а) умение самостоятельно представлять
творческое задание;
б) умение быть ведущим дискуссий по
темам .
4. Предметные достижения обучающегося:
а) знание о цифровой безопасности ;
б) знание учащимся принципов цифровой
гигиены;
в) интерес информационной безопасности и
информационным технологиям ;

10

Диагностическая карта выявления компетенций на промежуточной/итоговой
аттестации в объединении «компьютерная безопасность»
1 год обучения
Форма – письменная творческая работа (презентация).
Критерии. 1 - ниже среднего уровня; 2 - средний уровень; 3 - выше среднего уровня.
Зачет – от 9 баллов.
№
п/п

Ф.И. ребенка

ТЕОРИЯ
Использо
вание
специализ
ированны
х
терминов

Знание
алгори
тма
работы

ПРАКТИКА
Умение
анализи
ровать
виды
угроз

Умение
обезопаси
ть себя в
цифровом
пространс
тве

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
образовывать
информацию
из одной
формы в
другую

Умение
выстраива
ть план
работы

1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».