ДООП Мелодия

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная
организация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №129

Адрес и телефон реализации
программы
Полное название программы

г. Екатеринбург, улица Кунарская, дом 28, (343)322-79-78
Вокальная студия «Мелодия»

Направленность программы
Срок реализации
программы
Возраст обучающихся

Художественно-эстетическая
2 года
11-14 лет

Вид программы

по степени авторства - модифицированная; по уровню освоения общекультурная;

Цель программы

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части
духовной жизни.
Развитие музыкальности, певческого голоса Приобщение
музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и
восприимчивости,, способности к сопереживанию; образного и
ассоциативного мышления, творческого воображения.
Приобщение к музыкальному искусству посредством вокальнопевческого жанра как одного из самых доступных и массовых
видов музыкальной деятельности;
Освоение образов национальной и зарубежной классической и
современной музыки, усвоение знаний о музыкантах,
музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, её
интонационно-образной природе, жанровом и стилевом
многообразии.
О выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном
творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства,
настроение человека, определение компонентов, связывающих
музыку с другими видами искусства и жизнью;
Овладение практическими умениями и навыками в различных
видах музыкально-творческой деятельности
: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации исполняемых
произведений.
Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному
искусству своего народа и других народов мира; музыкального
вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с
высоко - художественной музыкой и музыкальном
самообразовании; эмоционально- ценностного отношения к
музыке; слушательской и исполнительской культуре учащихся.

Образовательные уровни

Стартовый уровень

Форма реализации
Объёмпрограммы
и срок освоения
программы

групповая
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы – 70 часов в год. Курс
вокальной студии «Мелодия » изучается из расчета 2 часа в неделю.
Занятия организуются после 30-минутного перерыва после основных
занятий. После 60 минут занятия организуется перерыв длительностью
10 мин. Занятия заканчиваются не позднее 19.00 часов. Рекомендуемая
кратность занятий в неделю и их продолжительность в Учреждении
2
регулируется
СанПиН
2.4.4.3172-14
"Санитарноэпидемиологические требования к устройству,
содержанию
и
организации

РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка

Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа вокальной студии «Мелодия» (далее - ДООП), разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.
 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 2025 годы в действующей редакции;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года».
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006
г. №06-1844;
 Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242;
 Устав МБОУ СОШ №129;
 Локальные акты МБОУ СОШ №129.
Направленность программы - художественная, так как ориентирована на развитие общей

и эстетической культуры обучающихся, творческих способностей и склонностей. Программа
нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокально-хорового
искусства.
Актуальность программы связана с ростом числа учеников, пожелавших заниматься
пением, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений,
которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
Новизна программы. Данная образовательная программа специально разработана и
адаптирована для детского коллектива.
Дети приходят в вокальный кружок с разным уровнем подготовки. Темп освоения
образовательной программы различный.
Программа делится на три этапа обучения:
I этап (начальный) – освоение основ вокального творчества;
II этап (основной) – формирование начальных навыков исполнительского мастерства,
дети чисто интонируют, поют на дыхании сольной и в ансамбле без сопровождения и под
аккомпанемент, фонограмму, у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический
вкус ( дети пробуют себя в различных вокальных конкурсах);
3

III этап (творческий) – воспитанники студии совершенствуют свои профессиональные
навыки; выступают на концертных площадках разного масштаба, имеют опыт участия в
конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня.
Концепция программы
Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся является учебный и
концертный репертуар, который основывается на следующих принципах:
отбор высокохудожественных вокальных произведений отечественной и зарубежной
классики эстрадного искусства, произведений современных композиторов-песенников;
исполнение разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и
форм;
постепенное усложнение, направленное на решение педагогических, технических и
художественных задач;
учёт музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.
Педагогическая целесообразность.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой
фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса навыков и умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. В
соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и
сверстниками в учебном процессе;
- Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- Укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в
ансамблевом пенсии, сольном пении, одно голосом и двухголосном исполнении образцов
вокальной классической музыки, народной и современной песен с сопровождением и a cappella,
в обогащении опыта вокальной импровизации.
По способу организации педагогического процесса программа является
интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими.
Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь
ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию,
воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности,
важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют
связь между предметами эстетического цикла.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей,
полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение
правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое
слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную
интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка
художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение
анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на
уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных
видах и жанрах.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается
совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,
артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с
4

сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами
певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским
указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее
значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и
общехорового звучания.
Уровень реализации программы - стартовый, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предполагаемого для освоения содержания программы.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке
являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых
музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная
импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы
музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и
ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных
образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий.
Программа адресована подросткам 11-14 лет. Заниматься в группе может каждый обучающий.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка.
Кружковая система позволяет способствовать разностороннему и гармоническому развитию
личности ребенка, раскрытию коммуникативных способностей, решению задач нравственного
и эстетического воспитания.
Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, запланированных
на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 70 часов в год. Курс
вокальной студии «Мелодия» изучается из расчета 2 часа в неделю. Занятия организуются после
30-минутного перерыва после основных занятий. 10 мин. Занятия заканчиваются не позднее
19.00 часов. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в Учреждении
регулируется СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
Срок реализации программы – 2 года.
Формы обучения - очная, групповая, а также допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», гл.2, ст.17, п.4).
Особенности реализации программы. Цели и задачи программы.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных
занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных
мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т.д.,
а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в
коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями
существует контакт.
Руководитель творческого объединения должен привлекать внимание родителей,
используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: родительские
собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого
объединения. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей
положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время, – одна
из основных задач педагога дополнительного образования.
На собраниях родители должны знакомиться с планом учебно-воспитательной работы.
Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносит показ готовых
творческих работ в конце каждого полугодия, участие коллектива в концертных программах
школы, конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей,
творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяют
5

непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы
теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах,
фестивалях, смотрах.
На занятиях в студии вокала используются разнообразные методы обучения:
метод упражнений,
метод практического показа,
прослушивание записей и их анализ,
отработка репертуарных произведений.
Основная цель программы: Создать условия для выявления, развития и реализации
музыкально-творческих способностей детей через жанр вокальной музыки.
Задачи образовательной программы:
1.Обучающие:
-научить основам эстрадного вокала, сценического движения, актёрского мастерства;
- сформировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные
вокальные приёмы;
- научить приёмам расширения диапазона голоса;
- сформировать вокально-ансамблевые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 3 голоса, петь в ансамбле согласованно;
-сформировать индивидуальные способности: голос, слух, пластику, актёрские,
импровизационные данные;
-познакомить с основными вехами истории эстрадных стилей и их особенностями, с
творчеством звёзд мировой вокальной эстрады;
- научить работать со звуковоспроизводящей аудиоаппаратурой.
2.Развивающие:
- активизировать творческие способности обучающихся;
-развить гармонический и мелодический слух;
-развить образное мышление и желание импровизировать;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его
самостоятельность;
- развить в ученике эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям;
-развить художественный и музыкальный вкус.
3.Воспитательные:
- приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию
творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;
-воспитать самостоятельную творческую личность;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие
нравственные качества;
- сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий;
- привить воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные
профессиональные знания;
- воспитать эмоционально-волевую сферу;
- подготовить личность ребенка к социализации в обществе.
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
Цели программы:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и
восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,
творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству
6

посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов
музыкальной деятельности;
. освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки,
усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и
искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и
стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве
отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков
музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку
с другими видами искусства и жизнью;
. овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на
нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
исполняемых произведений;
. воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и
других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном
общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской
культуры учащихся
1.3 Учебный план

Учебно-тематический план
№ п/п

Название раздела темы

1.1

Формирование

Количество часов

Формы контроля

навыков 4

певческого дыхания
1.2

Формирование

навыков 2

певческой артикуляции
1.3

Работа

над

формированием 2

певческой установки
1.4

Работа над репертуаром.

4

1.5

Работа над унисоном

2

1.6

Пение кантилены

2

1.7

Цепное дыхание

2

1.8

Изучение сценического этикета

2

1.9

Формирование

певческой 2

установки
1.10

Просмотр мюзикла

1

7

1.11

Формирование

навыков 2

интонационно устойчивого
пения.
1.12

Работа над ансамблем

2

1.13

Ритмические сложности.

2

1.14

Посещение концерта

1

1.15

Работа над репертуаром

2

1.16

Туристический

поход

с 1

исполнением бардовской песни
1.17

Репетиция

1

1.18

Отчетный концерт

1

Развитие

двухголосия

в

вокальном ансамбле
2.1

Пение учебно-тренировочного 2
материала

2.2

Работа с дикцией

1

2.3

Сценическая культура

2

2.4

Театральные игры

2

2.5

Сценического движение

2

2.6

Работа над репертуаром

2

2.7

Вокальные каноны

3

2.8

Репертуарная практика

6

2.9

Сценическая практика

1

2.10

Посещение филармонии

1

2.11

Подготовка творческой работы

3

2.12

Открытый урок

1

2.13

Репертуарная практика

3

2.14

Развитие

и

параметров

укрепление 2
вокального

исполнительства
2.15

Выравнивание звучности голоса 2

2.16

Репетиция

1

2.17

Отчетный концерт

1
8

Развитие вокальных навыков.
3.1

Работа

над

чистотой 2

интонирования
3.2

Развитие навыка пения на опоре 2

3.3

Развитие

навыков

певческой 2

артикуляции
3.4

Развитие пения на два голоса

3.5

Развитие

высокой

2

певческой 2

позиции
3.6

Сглаживании

переходных 2

звуков
3.7

Развитие

выразительно- 2

эмоциональной подачи
3.8

Развитие навыков звуковедения

2

3.9

Работа над снятием зажимов

2

3.10

Репертуарная практика

2

3.11

Сценическая практика

2

3.12

Посещение

театра

оперы

и 1

балета
3.13

Музыкальная викторина

2

3.14

Просмотр мюзикла

1

3.15

Расширение

параметров 2

ансамблевого

вокального

исполнительства

3.16

Работа над музыкальной фразой 1

3.17

Развитие певческого дыхания

3.18

Развитие

навыков

1

певческой 2

артикуляции
3.19

Репетиционный процесс

2

3.20

Сценическая деятельность

1

4

Развитие

музыкальной

выразительности.

9

4.1

Развитие

тембровых 4

возможностей
4.2

Развитие

динамических 4

возможностей голоса
4.3

Работа над выразительностью 4
исполнения

4.4

Развитие агогических нюансов

4

4.5

Сценическое движение

4

4.6

Посещение концерта

1

4.7

Просмотр музыкального фильма 2

4.8

Викторина

1

4.9

Работа над мелизмами

2

4.10

Развитие беглости голоса на 4
легато и стаккато

4.11

Работа над выразительностью 5
сценического образа.

1.4. Содержание программы

Раздел 1. Постановка голоса. Формирование певческой установки. Тема 1.Формирование
навыков певческого дыхания
Тема 2.Формирование навыков певческой артикуляции
Тема 3.Работа над формированием певческой установки
Тема 4.Работа над репертуаром
Тема 5.Работа над унисоном
Тема 6.Пениекантилены
Тема 7.Цепное дыхание
Тема 8.Изучение сценического этикета
Тема 9.Формирование певческой установки
Тема 10.Просмотр мюзикла
Тема 11.Формирование навыков интонационно устойчивого пения
Тема 12.Работа над ансамблем
Тема 13.Ритмические сложности
Тема 14.Посещение концерта
Тема 15.Работа над репертуаром
Тема 16.Туристический поход с исполнением бардовской песни
Тема 17.Репетиция
Тема 18.Отчетный концерт
Раздел 2.Развитие двухголосия в вокальном коллективе.
Тема 19.Пение учебно-тренировочного материала
Тема 20.Работа с дикцией
Тема 21.Сценическая культура
10

Тема 22.Театральные игры
Тема 23.Сценического движение
Тема24.Работа над репертуаром
Тема 25.Вокальные каноны
Тема 26.Репертуарная практика
Тема 27.Сценическая практика
Тема 28.Посещение филармонии
Тема 29.Подготовка творческой работы
Тема 30.Открытый урок
Тема 31.Репертуарная практика
Тема 32.Развитие и укрепление параметров вокального исполнительства
Тема 33.Выравнивание звучности голоса
Тема 34. Репетиция
Тема 35.Отчетный концерт
Раздел 3. Развитие вокальных навыков
Тема 36Работа над чистотой интонирования
Тема 37.Развитие навыка пения на опоре
Тема 38.Развитие навыков певческой артикуляции
Тема 39.Развитие высокой певческой позиции
Тема 40.Развитие выразительно-эмоциональной подачиТема 41.Развитие
эмоциональной подачи
Тема 42.Развитие навыков звуковедения
Тема 43.Работа над снятием зажимов
Тема 44.Репертуарная практика
Тема 45.Сценическая практика
Тема 46. Посещение театра оперы и балета
Тема 47.Музыкальная викторина
Тема 48.Просмотр мюзикла
Тема 49. Расширение параметров ансамблевого вокального исполнительства
Тема 50. Работа над музыкальной фразой
Тема 51.Развитие певческого дыхания
Тема 52.Развитие навыков певческой артикуляции
Тема 53. Репетиционный процесс
Тема 54.Сценическая деятельность
Раздел 4. Развитие музыкальной выразительности
Тема 55.Развитие тембровых возможностей
Тема 56.Развитие динамических возможностей голоса
Тема 57. Работа над выразительностью исполнения
Тема 58. Развитие агогических нюансов
Тема 59. Сценическое движение
Тема 60.Посещение концерта
Тема 61.Просмотр музыкального фильма
Тема 62.Викторина
Тема 63. Работа над мелизматикой
Тема 64.Развитие беглости голоса на легато и стаккато
Тема 65. Работа над выразительностью сценического образа

выразительно-

Содержание учебного материала
1.Вводное занятие.

11

Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила поведения на занятиях
и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий,
сменная обувь и т.д.)
2.Постановка голоса
Певческая установка и навыки певческого дыхания. Зевок» - методический приём произвольного
опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Укрепление и
развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!»
Упражнения на выявление тембровой окраски голоса. Пение в унисон упражнений и мелодий
разучиваемых песен, пение упражнений а капелла; упражнений на освоение 2-голосия
(параллельное движение 3, 6) –для ансамбля.
Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание
гласных. Развитие ощущения правильного резонирования и активности работы артикуляционного
аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха.
Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни.
3.Постановка вокального дыхания
Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох.
Вдох между фразами в быстром произведении. Вдох не должен нарушать смысл слова.
Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды
техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», «
Собачка» и др.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения
для развития и укрепления вокального дыхания. Отработка правильного диафрагматического
дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания» (для ансамбля). Работа над произнесением
одной мысли на одном дыхании.
4.Пение учебно-тренировочного материала
Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды
техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в
произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на
расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевание как
эмоциональная настройка вокалиста. Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого
дыхания. Проработка упражнений с усложнением и ускорением.
Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего.
Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям. Совершенствуем
несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное
отдаление и сближение голосов – принцип “веера” (для ансамбля). Упражнения на создание
ритмического ансамбля (для ансамбля).Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и
запись в компьютер с последующим прослушиванием и просмотром записи.
Дикция и правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика.
Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные - "носители" вокального звука.
Упражнения на подачу звука.
Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Анализ внутренних ощущений.
Упражнения на развитие грудного резонатора. Упражнения на снятие зажатий.
5.Репертуарная практика
Разнообразим репертуар: включаем произведения различные по форме, жанру, содержанию.
Выбираем произведения, способствующие развитию и укреплению голоса. Усложняем репертуар:
двухголосие (для ансамбля);тесситурные возможности; интонационные, ритмические,
динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или
«фонограмма»).
Технические моменты репертуара. Разучиваемпроизведения по партиям, работаем над унисоном,
текст отрабатываем в виде мелодической «речитации». Учимся распределять дыхание во время
сценического движения.
12

Художественный этап в отработке репертуара - пение осмысленное и одушевлённое (донести
эмоции песни до сердца слушателя).
Тренинг на эмоции и сценическую речь. Нарабатываем «специальное состояние», которое
позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актёрского
мастерства. Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни,
предлагаемые обстоятельства, темпоритм.
6. Сценическая практика
Работа над эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить
драматургию номера.Этюды для тренировки актёрской природы в разнообразных сценических
ситуациях. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене.
Уметь сочетать пение с простейшими танцевальными движениями. Вырабатываем осознанное
ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене.
Грамотная работа с микрофонами. Костюмы, сценические атрибуты, декорации.
1.5 Планируемые результаты

Планируемые результаты соотносятся с целевой установкой программы, ориентированы на
всестороннее развитие личности через формирование универсальных учебных действий. Они
заключаются в подготовке обучающихся к творческому решению задач, связанных с обучением
и воспитанием, с обеспечением высокого уровня их подготовки, соответствующего
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Они
диагностируются критериями и показателями эффективности реализации программы в рамках
компетенции ценностно-смысловой и самосовершенствования. На этапе завершения 2 года
обучения у обучающихся отслеживаются регулятивные и познавательные результаты, которые
отражают сформированные умения организовывать свою образовательную деятельность,
получать и систематизировать знания, решать образовательные задачи.
Личностные результаты освоения курса:
. наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
. наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
. реализация творческого потенциала в процессе коллективного пения;
. позитивная оценка своих музыкально-творческих способностей.
. обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности и
потребностью в концертной деятельности, стремлением совершенствовать вокальносценическое мастерство.
Метапредметные результаты:
вокал, музыка, хореография, литература, актёрская игра – все эти виды творчества обладают
огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, развивают его музыкальнотворческие способности: голос, слух, чувство ритма, память, речь, мышление, двигательные
навыки, координацию и пространственную ориентировку.
Предметные результаты:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти,
певческого голоса;
13

- освоение образцов современной музыки, усвоение знаний об искусстве вокала, его
интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных
средствах, особенностях музыкального языка;
- воспитание исполнительной культуры учащихся; музыкального вкуса; потребности в
самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоциональноценностного отношения к музыке.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с
учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
Календарный учебный график реализации дополнительной общеразвивающей программы

Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 26 мая. Начало учебного года - 1 сентября
2022 года.
Продолжительность учебного года
Для 1 классов - 33 недели.

Для 2 - 4 классов - 34 недели
Для 5 - 8 классов - 34 недели.
Для 9, 11 классов – 34 недели.
Для 10 класса – 34 недели.
Даты
Начало четверти Окончание четверти
1 четверть
01.09.2022
30.10.2022
2 четверть
07.11.2022
31.12.2022
3 четверть
09.01.2023
26.03.2023
4 четверть
03.04.2023
26.05.2023
Продолжительность каникул в течение учебного года:
Дата начала
Дата окончания
каникул
каникул
Осенние
31.10.2022
06.11.2022
Зимние
01.01.2023
08.01.2023
Весенние 27.03.2023
02.04.2023
Итого: 22 дня

Продолжительность
(количество учебных
недель)
8 недель
8 недель
10 недель
8 недель
Продолжительность
в днях
7 дней
8 дней
7 дней

Выходные и нерабочие дни
23, 24 - День защитника Отечества
8 марта - Международный женский день
1 мая - Праздник весны и труда
8, 9 мая - День победы
Продолжительность рабочей недели: 6 - дневная рабочая неделя в 1-11 классах
Условия реализации программы
Организация образовательного процесса происходит в МБОУ СОШ №128, г. Екатеринбург, ул.
Кунарская, 28.
Учебная аудитория для теоретических и практических занятий киноклуба.
Материально - технические:

14

Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Экран
4. Учебный класс
5 Фортепиано
2.2. Формы и сроки аттестации обучающихся
- Сдача вокальных партий, пение тренировочных упражнений и распеваний
- Открытые уроки, тестирование
- Отчётные концерты
Используются следующие виды мониторинга результатов:
Входной (сентябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май).
Формами итоговой аттестации являются: отчётные концерты, участие и награды в конкурсах и
фестивалях.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и коллективного анализа,
сдачей вокальных партий из учебного репертуара и пением тренировочных упражнений и распевок.
Текущий, итоговый контроль за освоением ДООП может осуществляться очно с применением
дистанционных образовательных технологий.

Диагностическая карта выявления компетенций на промежуточной/итоговой
аттестации в вокальной студии «Мелодия «(ДООП)
2.3.Оценочные материалы (критерии оценивания результатов работы детей)

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются творческие работы, а также
метод наблюдения и коллективный анализ дискуссии.

Промежуточная аттестация проводится в форме сдачи вокальных партий, участия в
конкурсах, концертах, мероприях, фестивалях и смотрах.
Итоговая аттестация: отчётный концерт
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
- высокий уровень мотивации учащихся к посещению (сохранность контингента
100%);
- творческая самореализация учащихся.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».