2.5. Просветительская работа с родителями (законными представителями), педагогическим коллективом школы в отношении особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ, характера его социальной адаптации в образовательной среде. 2. Организация деятельности консилиума (ППк) 3.1. ППк создается на базе МБОУ СОШ №129 приказом директора школы; Для организации деятельности ППк в школе оформляются: • приказ директора школы о создании ППк с утверждением состава ППк; • положение о ППк, утвержденное директором школы. 3.2. ППк работает по плану, составленному на один учебный год. 3.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на директора школы 4. Состав психолого-педагогического консилиума 4.1. Состав школьного консилиума утверждается приказом директора школы. 4.2. В состав ППк входят: • председатель ППк - заместитель руководителя, • заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости), • педагог-психолог, • учитель-логопед, • учитель-дефектолог, • социальный педагог. Секретарь ППк на очередное заседание определяется из числа членов ППк. 4.3. Сменный состав: учителя, работающие в данных классах, приглашенные специалисты-врачи, специалисты управления образования, правоохранительных органов – в зависимости от специфики. В состав консилиума (при их наличии в школе или работающие по договору) могут входить учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог - другие специалисты, включенные в обучение, воспитание, социализацию и сопровождение конкретного ребенка). По решению руководителя консилиума в его состав включаются и другие специалисты, и педагоги. 4.4. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. 5. Режим деятельности ППк 5.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом школы на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний. 5.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. 5.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся. 5.4. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников школы; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 5.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации обучающегося. 5.6. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося. 5.7. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. 5.8. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. 5.9. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется Организацией самостоятельно. 6. Проведение обследования 6.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося. 6.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников школы с письменного согласия родителей (законных представителей). 6.3. Показания к направлению детей ППк: проблемы в развитии, обучении, освоении образовательной программы (или предположение об их наличии), которые препятствуют (могут препятствовать) пребыванию, адаптации и образованию (обучению, воспитанию) детей и подростков от 6 до 18 лет в учреждениях системы образования, в семье, в социуме и требуют создания специальных условий для развития и образования ребенка. 6.4. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк. 6.5. При обсуждении проблемы учащегося на ППк должны быть представлены следующие документы: • личное дело обучающегося, • педагогическая характеристика, • тетради по русскому языку и математике, рисунки, поделки и другие виды творческих работ. 6.6. Ход заседания фиксируется в протоколе. 6.7. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 6.8. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. 6.9. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.\ 6.10. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося. 6.11. Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 6.12. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении. 6.13. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося. 6.14. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме в день проведения заседания. 6.15. Родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в организации специальных образовательных условиях, рекомендуется пройти обследование на ПМПК с целью уточнения необходимости создания для них специальных образовательных условий, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи. При направлении ребенка на ПМПК заключения специалистов выдаются родителям (законным представителям) на руки под подпись. 6.16. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом и федеральной образовательной программой. 6.17. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 6.18. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК) оформляется Представление ППк на обучающегося . 6.19. Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 7. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся 7.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе: • разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; • разработку индивидуального учебного плана обучающегося; • адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; • предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в школу/учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе; • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции школы. 7.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: • дополнительный выходной день; • организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня/снижение двигательной нагрузки; • предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; • снижение объема задаваемой на дом работы; • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции школы. 7.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе: • проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; • разработку индивидуального учебного плана обучающегося; • адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; • профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции школы. 7.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей). 8. Документация психолого-педагогического консилиума 8.1. В ППк ведется следующая документация: 1) Приказ директора школы об организации консилиума и утверждении его постоянного состава на текущий год. 2) Положение о психолого-педагогическом консилиуме. 3) План работы консилиума на год, график консультативной работы специалистов. 4) Журнал регистрации заседаний консилиума, в котором протоколируются все заседания ППк (выступления участников, решения консилиума по каждому вопросу). 5) Протокол ППк (приложение 2). 6) Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 3). 7) Заключение, подписываемое всеми членами ППк в день проведения заседания, с коллегиальными выводами с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося. 7) Журнал учета детей, прошедших обследование. 8) Педагогическая характеристика обучающегося, составленная классным руководителем. 9) Представление педагога-психолога (заключение психолога). 10) Представление учителя-логопеда (заключение логопеда). 11) Представление-заключение социального педагога на учащихся, состоящих на внутришкольном учете. 11) Карта индивидуального развития ребенка. 12) Заявление родителей о согласии психолого-педагогического обследования. 8.2. Хранение документов, по истечении осуществляется в архиве школы в течении 5 лет. текущего учебного года, Приложение 1 Документация ППк 1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк; 2. Положение о ППк; 3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год; 4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме: № Дата Тематика заседания* Вид консилиума внеплановый (плановый / * - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению обучающихся с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного обследования обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с обучающимся; зачисление обучающихся на коррекционные занятия; направление обучающихся в ПМПК; составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме определяемой образовательной организацией); экспертиза адаптированных основных образовательных программ ОО; оценка эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися и другие варианты тематик. 5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме: № ФИО обучающегося, класс Дата Инициатор Повод Коллегиальное Результат рождения обращения обращения заключение обращения в ППк 6. Протоколы заседания ППк (приложение 2); 7. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в классе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся). 8. Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме: ФИО N Дата Цель Причина обучающегося, п/п рождения направления направления класс Отметка о получении направления родителями Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям) Я, ФИО родителя (законного представителя) пакет документов получил(а). "__" _________ 20__ г. Подпись: Расшифровка: _________________ Приложение 2 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МБОУ СОШ № 129 Протокол заседания психолого-педагогического консилиума МБОУ СОШ № 129 № ____ от "__" __________ 20__ г. Присутствовали: И.О.Фамилия (должность в ОО, роль в (мать/отец ФИО обучающегося). ППк), И.О.Фамилия Повестка дня: 1. ... 2. ... Ход заседания ППк: 1. ... 2. ... Решение ППк: 1. ... 2. ... Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и проверочных работ и другие необходимые материалы): 1. ... 2. ... Председатель ППк ______________________________________ И.О.Фамилия Члены ППк: И.О.Фамилия И.О.Фамилия Другие присутствующие на заседании: И.О.Фамилия И.О.Фамилия Приложение 3 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МБОУ СОШ № 129 Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума МБОУ СОШ № 129 « ____»_________ 20__ года Общие сведения ФИО обучающегося: Дата рождения обучающегося: Класс: Образовательная программа: Причина направления на ППк: Коллегиальное заключение ППк (выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи. Рекомендации педагогам Рекомендации родителям Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы): Председатель ППк _________________________________ И.О.Фамилия Члены ППк: И.О.Фамилия И.О.Фамилия И.О.Фамилия И.О.Фамилия С решением ознакомлен(а) _____________/____________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен (на) _____________/____________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: _____________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ______________/____________________________________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) Приложение 4 Представление психолого-педагогического консилиума на обучающегося для предоставления на ПМПК (ФИО, дата рождения, класс) Общие сведения: - дата поступления в образовательную организацию; - программа обучения (полное наименование); - форма организации образования: 1. классе класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...; 2. на дому; 3. в форме семейного образования; 4. сетевая форма реализации образовательных программ; 5. с применением дистанционных технологий - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых); трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком). Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации: 1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало). 2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает). 3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. 4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации <3>. -------------------------------<3> Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 5. Динамика освоения программного материала: - программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП); - соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного, среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов. 9. Характеристики взросления <4>: -------------------------------<4> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. - хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); - характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); - отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей); - отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); - характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); - значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях); - способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на словах"); - самосознание (самооценка); - принадлежность к молодежной субкультуре(ам); - особенности психосексуального развития; - религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим); - отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); - жизненные планы и профессиональные намерения. Поведенческие девиации <5>: -------------------------------<5> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. - совершенные в прошлом или текущие правонарушения; - наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество; - проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию; - оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот); - отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам (пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость); - сквернословие; - проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать); - отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость); - повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.); - дезадаптивные черты личности (конкретизировать). 10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать). 11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы. Дата составления документа. Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации. Дополнительно: 1. Для обучающегося по АОП - указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений; 2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости, заверенный личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации; 3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации; 4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося. 5. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума, Представление готовится педагогом или специалистом психологопедагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (учитель начальных классов, классный руководитель, мастер производственного обучения, тьютор, психолог, дефектолог). Приложение 5 Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк Я, ________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ (номер, серия паспорта, когда и кем выдан) являясь родителем (законным представителем) _______________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (ФИО, класс, в котором обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования. "__" ________ 20__ г./ ___________/_________________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)