Паспорт программы Образовательная организация Адрес и телефон реализации программы Полное название программы Направленность программы Срок реализации программы Возраст обучающихся Вид программы Цель программы Образовательные уровни Форма реализации программы Объём и срок освоения программы Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №129 г. Екатеринбург, улица Кунарская, д. 28, (343)322-79-78 «Изостудия» Художественная 2 года 7-14 лет по степени авторства - модифицированная; по уровню освоения - общекультурная Создание условий для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству через различные художественные техники рисования Стартовый Групповая Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 61 час в год. Курс «Изостудия» изучается из расчета 1,8 часа в неделю на группу. Занятия организуются после 30-минутного перерыва после основных занятий. После 40 минут занятия организуется перерыв длительностью 10 мин. Занятия заканчиваются не позднее 19.00 часов. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в Учреждении регулируется СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". 1. Творческие работы. 2. Используются следующие виды мониторинга результатов: Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка; Диагностическая карта. 3. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения. 2 РАЗДЕЛ 1 Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Программа «Изостудия» художественной направленности. Разработана для детей 7 – 14 лет, на два года обучения. Занятия в объединении способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Программа является составительская и разработана на основе Авторской программы "Цветовушка" по основам ИЗО Цыганова Анна Ивановна, http://festival.1september.ru/articles/633070/ и личного опыта авторасоставителя с использованием методической литературы по рисованию. Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. • Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы в действующей редакции; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41); • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844; • Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; • Устав МБОУ СОШ №129; • Локальные акты МБОУ СОШ №129 Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, аппликации, а также освоение техник батик (свободная роспись), витраж (роспись по стеклу), гильоширование (выжигание по шелку), цветы из кожи и ткани, коллаж. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. 3 В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Основная цель программы: Создание условий для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству через различные художественные техники рисования и декоративно прикладное творчество задачи: Развивать цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение; Познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными ассоциациями цвета, учить использовать эти знания для создания образа, характера и общего настроения композиции; Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, с выразительными возможностями художественных средств изобразительного искусства, знакомство с их образным языком на основе творческой деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними; Закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту их возможного применения; Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление. Отличительные особенности программы В группу первого года принимаются все желающие дети разного возраста без специального отбора. Уровень подготовленности обучающихся не имеет значения. Занятия строятся таким образом, что одна и та же тема преподается на разных уровнях сложности для детей разного возраста. К концу освоения программы каждый ребёнок исследует форму, экспериментирует со свойствами изобразительных материалов, технологиями. Более свободное владение различными художественными средствами даёт ребёнку возможность проявить свои индивидуальные творческие возможности. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Так в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование с помощью трафарета, природного материала, техника «по сырому», «по сухому», примакивание, рисование точками, штрихами, смешение различных техник и материалов. Особенности детей 7-14 лет В возрасте 7-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии ребенка. Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение). Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве. На протяжении всего обучения восприятие становится произвольным. Произвольное внимание удерживается и 4 развивается при помощи использования педагогом словесных инструкций на занятии, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности. Наряду с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое мышление, основу которого составляет оперирование понятиями. Воображение развито хорошо: ребенок может представить определенную ситуацию, образ, предмет. В процессе обучения оно становится произвольным, управляемым. С10 до 14 лет - в этом возрасте на первое место выходит борьба за самостоятельность в мыслях, поступках, действиях и приобретает для подростков особое значение. Для них начиная особенно важно, чтобы окружающие с уважением относились к ним и выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравиться разного рода дискуссии, рассуждения, размышления. Самооценка неустойчива, прыгает от заниженной к резко завышенной — в этом возрасте, как правило, подростки особенно остро воспринимают деления по разным категориям (хуже-лучше, умнееглупее, красивее — не красивее и др. и т.д). У большинства подростков в этом возрасте проявляется интерес к самопознанию, появляется желание посмотреть на себя со стороны. Взрослый, подчёркивающий право подростка на своё, отличительное от его собственного мнения и показывающий уважение к его позиции, приобретает уважение. Сроки реализации образовательной программы 3 года. 1 год. Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1,8 часа, 35 учебных недель, 61 час. 2 год. Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно - тематического направления программы. 2 год - Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1,8 часа, 35 учебных недель, 61 час. Ожидаемые результаты освоения программы: Результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки является не столько талантливость ребёнка, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Личностные результаты освоения курса: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности (декоративного искусства и дизайна). 5 Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Весёлые уроки рисования» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД • Проговаривать последовательность действий на занятии при выполнении творческих работ. • Учиться работать по предложенному педагогом плану. • Учиться совместно с наставником и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью наставника. • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии в студии. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе определенных условий самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме: • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях в изостудии и следовать им. В конце освоения программы, обучающиеся могут быть компетентны в следующем: - отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; - ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета; - об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции. Уметь: - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; - понимать, что такое главное, второстепенное, композиционный центр; - передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; - выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать 6 подручный материал; Способы проверки результатов освоения программы Программа предусматривает диагностические исследования: Входной мониторинг в начале учебного года- выявляет исходный уровень по основным исследуемым характеристикам. Диагностика изобразительных умений и навыков выявляется педагогом по рисунку, владению цветом и композиции и позволяет определить уровень практических умений ребёнка. Промежуточный и итоговый мониторинг проводится в середине года и по окончании каждого года обучения, (позволяет констатировать творческие изменения, которые происходят у детей). Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы, Формой итоговоговой аттестации являются: выставки различных уровней /межрегиональные, городские, районные/, где могут быть представлены работы детей, выполненные на определённую тему (в наиболее выразительном материале), в которой ребёнок осознанно выражает собственное образное восприятие мира или обозначенной проблематики. Выставки различного уровня являются отличным стимулирующим фактором педагогического процесса, т.к. занятия в изостудии носят безотметочный характер. В практике самовыражения ребёнку предоставляется возможность раскрыться без опаски получить неудовлетворительную отметку за работу. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и коллективного анализа выполненных работ. Своеобразной формой тематического контроля являются студийные вернисажи. Они организуются по окончании изучения какой-либо темы, либо ряда тем через определённый промежуток времени /месяц, полугодие/. 1.2 Цели и задачи Цель первого года обучения - освоение основных художественных техник: простыми и цветными карандашами, фломастерами, акварелью и гуашью, тушью, углем, восковой и сухой пастелью. Задачи: - Познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых сочетаний, - Познакомить с художественными техниками: простыми и цветными карандашами, фломастерами, акварелью и гуашью, тушью, углем, восковой и сухой пастелью. - Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; - Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление. Цель второго года обучения развитие наблюдательности и вырабатывание навыков рисунка, построении композиции. Задачи; - обучить передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; - познакомить с понятиями, натюрморт, пейзаж, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; -научить видеть, что такое главное, второстепенное, композиционный центр; - передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; - выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; 1.3 Учебный план 7 № Наименование темы 1 год обучения Введение. Простой карандаш Цветные карандаши Фломастеры Тушь, перо Гуашь Акварель Пастель. Уголь. Рисуем транспорт. Натюрморт. Основы рисования единичных объектов. Рисуем инструменты и мебель. Интерьер и экстерьер. Рисуем человека. Рисуем одежду для человека. Выставочная деятельность Всего часов 1.8 5.4 5.4 7.2 7.2 9 7.2 10.8 2 год обучения 1.8 5.4 5.4 7 61 9 14.4 9 9 7 61 1.4 Содержание программы Первый год обучения Раздел 1. Введение в прогорамму. Вводный инструктаж по Б.Т. Введение в образовательную программу «Изостудия «Подсолнух»», цели и задачи, содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы объединения. Раздел 2. Простой карандаш Теоретические занятия; беседа (линия и штрих, нажим, движение), показ наглядного материалла. Практические занятия; Создаем разнообразные оттенки серого цвета, рисуем штрихами-пружинками ,штрихами иголками, ластиком. Белые колокольчики, Кудрявая овечка, Колючий дикобраз , инструктаж на рабочем месте. Раздел 3. Цветные карандаши Теоретические занятия; Практические занятия; Растушовка цветными карандашами, рисуем объем . Рисуем с помощью трафарета, пушистыми штрихами, делаем бумагу, рисуем на цветной бумаге. Рисуем Радужные переливы, Мыльные пузыри, Ветка рябины, Летний букет, Волшебная бумага, Пушистые животные , Церковь на холме, инструктаж на рабочем месте. Раздел 4. Фломастеры Теоретические занятия; Практические занятия; Рисуем небольшими штрихами, точками, без отрыва от бумаги, рисуем узоры .Рисуем Веселые зверюшки, Сочные фрукты, Абстрактная картина, Нарядный зонтик . инструктаж на рабочем месте. Раздел 5 Тушь, перо. Теоретические занятия; Практические занятия; Рисуем пером : штрихи, сетка, пружинка, штрихи-пружинки, точки, заливка. Рисуем тушью по сырому, рисуем с помощью выдувания. Рисуем «Черное и белое», « Кот в окошке», « Серебристые цветы», « Осенний пейзаж». Раздел 6 Гуашь Теоретические занятия; 8 Практические занятия; Пишем тремя основными цветами, пишем теплыми цветами, пишем холодными цветами, техника «набрызга», техника монотипии, пишем темные и светлые предметы. Гуашь + аппликация, гуашь+ крахмал, гуашь+ трафарет +аппликация. Пишем точками. «Сказочные цветы», «Зимний пейзаж», «Бабочки-красавицы», «День и ночь», « Сказочный город». Раздел 7 Акварель 7.1. Натюрморт с арбузом. Теоретические занятия; объяснение специфики работы с акварельными карандашами, показ иллюстраций, Практические занятия; Рисуем акварельными карандашами. Натюрморта с арбузом. Техника «примакивание» кистью. Пишем акварелью «по сырому». Пишем акварелью «по сухому», пишем акварелью и тушью, пишем акварельными растеками. Пишем акварелью и тушью по воску. « Натюрморт с арбузом», « Нежный букетик», « Чайки над морем», « Свеча». Раздел 8 Пастель. Уголь. Теоретические занятия; Практические занятия; Сухая пастель, восковые мелки, масляная пастель, уголь. Рисуем восковыми мелками. Рисуем восковыми мелками и акварелью, рисуем пастелью пейзаж, рисуем пастелью цветы. Рисуем углем портрет, рисуем углем старинный город. « Золотая осень», « Калейдоскоп узоров», « Зимний день», « Цветы», « Портрет», «Старинный город». Раздел 9 Выставочная деятельность. Теоретические занятия; Практические занятия; Проведение тематических выставок – вернисажей. Участие в районных, городских и межрегиональных выставках. Учебно-тематический план Первый год обучения количество часов № Наименование темы всего часов 2.1. 2.2. 2.3. Введение. Простой карандаш Белые колокольчики Кудрявая овечка Колючий дикобраз 1,8 5.4 1,8 1,8 1,8 3 Цветные карандаши 5.4 3.1 3.2 3.3 4 Ветка рябины Летний букет Пушистые животные Фломастеры Веселые зверюшки Сочные фрукты Абстрактная картина Нарядный зонтик 1,8 1,8 1,8 7.2 1,8 1,8 1,8 1,8 Тушь, перо 7.2 1 2 4.1 4.2 4.3 4.5 4.6 5 теорет. часы практ. часы 9 5.1 5.2 5.3 5.4 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 7 7.1 7.2 7.3 7.4 8 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 9 Черное и белое Кот в окошке Серебристые цветы Осенний пейзаж Гуашь Сказочные цветы Зимний пейзаж Бабочки-красавицы День и ночь Сказочный город Акварель Натюрморт с арбузом Нежный букетик Чайки над морем Свеча Пастель. Уголь. Золотая осень Зимний день Цветы Портрет Старинный город Выставочная деятельность. Всего часов 1,8 1,8 1,8 1,8 9 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 7.2 1,8 1,8 1,8 1,8 9 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 7 61 К концу первого года обучающиеся могут Знать общие закономерности цветовых сочетаний, Знать ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета; знать художественные направления (графика, живопись, рисунок, аппликация) владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал. Содержание программы Второй год обучения Раздел 1. Введение в программу. Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу 2 года обучения Изостудия», цели и задачи, содержание и порядок работы. Беседа с детьми. Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы объединения Раздел 2. Рисуем транспорт. Теоретические занятия; Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Пропорция изображаемого предмета, форма в целом, дальние и ближние планы, отношения частей к целому, передача светотени средствами тональной штриховки. Композиция, Графический рисунок, Объем предмета, Светотень, Тоновые переходы в цветном рисунке. инструктаж на рабочем месте 10 Практические занятия; рисование разных видов транспорта, в различных техниках. Раздел 3. Натюрморт. Основы рисования единичных объектов. Теоретические занятия; знакомство с объемом, пространством, средой, композицией и техникой рисования натюрморта. Практические занятия; зарисовки разных предметов простейших форм. Раздел 4. Рисуем инструменты и мебель. Теоретические занятия; Геометрические формы, плоский и выгнутый край, объем. Практические занятия; рисование « Лопата», « Молоток», « Кровать», «Стол», « Стул», « Шкаф». Основные цвета, составные цвета, лессировка, тона и пулутона, оттенки. Нейтральные цвета, цветовые гармонии, холодные и теплые цвета, колорит. Цветовые оттенки основных цветов. Форма изображаемого предмета. Пять видов форм изображаемых предметов. инструктаж на рабочем месте Раздел 5. Учимся рисовать интерьер и экстерьер Теоретические занятия; точка схождения, перспектива линейная и воздушная. Практические занятия; интерьер жилой комнаты, дачный домик, многоэтажный дом, средневековый замок, улица с домами, городской пейзаж. Раздел 6. Рисуем человека. Теоретические занятия; изучаем основные пропорции человека Практические занятия; рисуем фигуры человека в фас и в профиль. Изготовление подвижной модели человека из картона. Раздел 7. Рисуем одежду для человека. Теоретические занятия; изучаем различные фактуры ткани, передаем объем материалов, светотень. Практические занятия; рисуем свитер и шапочка, брюки и рубашка, сапоги, варежки, куртка, шуба, юбки, платья. Раздел 8. Выставочная деятельность. 7 часов Учебно-тематический план 2 года № Наименование темы 1 2 2.1 2.2. 2.3. 3.1. 3.2 3.3 Введение Рисуем транспорт. Лодка. Легковой автомобиль. Парусник. Натюрморт. Основы рисования единичных объектов. Чашка и тарелка Глиняный горшок. Вилка и ложка 4 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 5 5.1 Рисуем инструменты и мебель. Лопата, молоток. Кровать Шкаф Стол, стул Интерьер и экстерьер. Точка схождения 3 Количество часов Всего 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 11 5.4 5.6 5.7 5.8 5.9 6 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 7 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. Интерьер жилой комнаты Дачный домик Перспектива линейная воздушная Многоэтажный дом Средневековый замок Улица с домами Экстерьер жилого здания Рисуем человека. Пропорции тела человека Руки Лицо в фас Профиль человека Подвижная модель человека Бегущий лыжник Рисуем одежду для человека. Свитер и шапочка Брюки и рубашка Сапоги, варежки Куртка, шуба Юбки, платья 8 Выставочная деятельность 7 Всего часов 61 5.2 5.3 1,8 1,8 и 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 К концу второго года обучающиеся могут - знать понятия, натюрморт, пейзаж, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; - видеть, что такое главное, второстепенное, композиционный центр; - передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; - выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1Календарный учебный график Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2) Продолжительность учебного года Для 1 классов -33 недели. Для 2 - 4 классов - 34 недели Даты Начало четверти Окончание четверти 1 четверть 2 четверть 3 четверть 01.09.2023 04.11.2023 11.01.2024 24.10.2023 26.12.2023 20.03.2024 Продолжительность (количество учебных недель) 8 недель 8 недель 10 недель 12 4 четверть 29.03.2024 25.05.2024 Продолжительность каникул в течение учебного года: Дата начала Дата окончания каникул каникул Осенние 26.10.2023 03.11.2023 Зимние 27.12.2024 10.01.2024 Весенние 22.03.2024 28.03.2024 Итого: 33 дня 9 недель Продолжительность в днях 9 дней 14 дней 10 дней Выходные и нерабочие праздничные дни 23, 24 - День защитника Отечества 8, 9 марта - Международный женский день 1 -3 мая - Праздник весны и труда 9 мая - День победы Продолжительность рабочей недели: 5- дневная рабочая неделя в 1-11 классах 2.2 Условия реализации программы Организация образовательного процесса происходит в МБОУ СОШ №129, г. Екатеринбург, ул. Кунарская, 28. Учебная аудитория для теоретических и практических занятий киноклуба. Материально - техническое обеспечение Пошаговые схемы рисования изображаемых предметов Репродукции картин великих художников и мастеров живописи Оборудование (мебель, мольберты). Материалы (гуашь, акварель, бумага, пастель, тушь, уголь и т.д.). Инструменты (кисти, карандаши, перья, штихеля, мастихины и т.д.). Натюрмортный фонд (драпировки, посуда, ложки, вазы, цветы и т.д.). Наборы муляжей фруктов и овощей. Наборы предметов быта из разного материала (стекло, керамика, дерево, металл, бумага). Наглядно-иллюстративный материал (выставочные работы детей и педагога). Репродукции работ мастеров ДПИ Произведения ДПИ (батик, народная игрушка и т.д.) Информационно-литературный материал (стихи, сказки и т.д.) Таблицы по цветоведению. Таблицы последовательности выполнения графических работ. Таблицы последовательности выполнения живописных работ. Дидактический, раздаточный материал (шаблоны, трафареты и т.д.) Музыкальная картотека. 2.3 Формы и сроки аттестации учащихся Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: - конкурсов; - выставок детских работ; - в конце года итоговая выставка работ. Способы диагностики и контроля результатов Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Ф, И. ребенка 13 Возраст. Название объединения Программа Ф.И.О. педагога Дата начала наблюдения. Сроки диагностики Показатели 1 год обучения год обучения год обучения Вход Проме Итог Вход Проме Итог Вход Проме Итого ная жуточ овая ная жуточ овая ная жуточ вая ная ная ная 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические знания: а) Знание основных и составных цветов б) Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, точка. 1.2. Владение специальной терминологией а) Штрих б) Тёплые и холодные цвета 2; Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) передать форму предмета. б) передать объём предмета 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением а) карандашом б) красками в) кисточкой 3. Обще-учебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: а) подбирать и анализировать специальную литературу; в) пользоваться компьютерными источниками информации; с) осуществлять проектно-исследовательскую работу 3.2. Учебно-коммуникативные умения: а) слушать и слышать педагога; в) выступать перед аудиторией; с) вести полемику, участвовать в дискуссии. З.З. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать свое рабочее место; в) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; с) умение аккуратно выполнять работу. 14 4. Предметные достижения обучающегося: 4.1. На уровне детского объединения; 4.2. На уровне центра; 4.3. На уровне района, города; 4.4.На уровне города; 4.5. На уровне области, 4.6. На региональном уровне. 4.7 На международном уровне. 15