Образовательные стандарты и требования

  • Документы ФГОС ДО (перейти)
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955) (перейти) (текст документа)
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576, Приказа Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712) (перейти) (текст документа)
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577, Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712, от 08.11.2022 N 955) (перейти) (текст документа)
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712, от 12.08.2022 N 732) (перейти) (текст документа)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

ФГОС ВПО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. ЛомоносоваСанкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Цели ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

 

Структура ФГОС

Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году.

 

Реализация ФГОС в образовательном процессе

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, перечень предметов, изучаемых в рамках ООП, компетенций, приобретаемых в результате освоения ООП и каждого включенного в нее предмета, учебно-методический комплекс каждого предметов, включенного в ООП.

 Хочу такой сайт

Поколения государственных образовательных стандартов

Стандарты общего образования:

  • стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 кл.) 6 октября 2009 г., для основного общего образования (5-9 кл.) 17 декабря 2010 г., для среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) 17 мая 2012 г.).

Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.

Стандарты высшего профессионального образования:

  • стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартам), ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков;
  • стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года), согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.

С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования − подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом, а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Разработка ФГОС

Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

 

Приказ Минобр РФ от 05.03.2004 № 1089 Обутверждении ФК ГОС начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Документ подписан электронной подписью Серийный номер 326459593998036164904908630724619881330344882924 Директор/Заведующий Гульнара Ильдаровна Демина Дата подписания документа 26.07.2023 14:26:30 (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 N 413 Об утверждении ФГОС СОО Документ подписан электронной подписью Серийный номер 326459593998036164904908630724619881330344882924 Директор/Заведующий Гульнара Ильдаровна Демина Дата подписания документа 26.07.2023 14:26:29 (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 Об утверждении ФГОС ООО Документ подписан электронной подписью Серийный номер 326459593998036164904908630724619881330344882924 Директор/Заведующий Гульнара Ильдаровна Демина Дата подписания документа 26.07.2023 14:26:29 (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г N 1598 Об утверждении ФГОС НОО с ОВЗ Документ подписан электронной подписью Серийный номер 326459593998036164904908630724619881330344882924 Директор/Заведующий Гульнара Ильдаровна Демина Дата подписания документа 26.07.2023 14:26:27 (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 Об утверждении ФГОС НОО Документ подписан электронной подписью Серийный номер 326459593998036164904908630724619881330344882924 Директор/Заведующий Гульнара Ильдаровна Демина Дата подписания документа 26.07.2023 14:26:26 (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.