Информация для родителей
21.12.2025
Профилактика детского суицида
21.12.2025
Памятка родителям по профилактике суицида
Суицид - намеренное, умышленное лишение
себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в
течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не
делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди,
решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
Большинство людей в той или иной форме
предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов.
Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие
не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Ребенок может прямо говорить о суициде,
может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.
Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора
положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы
«а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным
сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить
свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще
несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из
которых следует обратить особое внимание:
1.
утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
2.
пренебрежение собственным видом, неряшливость;
3.
появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
4.
резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные
слезы, медленная и маловыразительная речь;
5.
внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
6.
плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
7.
склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
8.
проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница,
кошмары во сне;
9.
безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
10.
стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за
все, что было;
11.
самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
12.
шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему
смерти.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные
наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте
вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему.
Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким,
несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья
и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще
всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и
его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и
«Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к
специалистам-психологам.
Обращение к психологу не означает
постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей покушающихся на свою
жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто
оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только
любовью!
|
Если Вы слышите |
Обязательно скажите |
Запрещено говорить |
|
«Ненавижу всех...» |
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» |
«Когда я был в твоем возрасте., ... да ты просто несешь чушь!» |
|
«Все безнадежно и бессмысленно» |
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
|
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение.
Поговорим об этом» |
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.» |
|
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
|
|
«Я совершил ужасный поступок» |
«Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом» |
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
|
«У меня никогда ничего не получается» |
«Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это
изменить» |
«Не получается - значит, не старался!» |
Если замечена склонность
несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1.
Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из
нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все
усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют
конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты
и неопределенны.
3.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать
серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек,
недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную
деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли
чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии
глубокой депрессии.
5.
Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.
Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает
рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила:
- будьте уверены, что вы в состоянии
помочь;
- будьте терпеливы;
- не старайтесь шокировать или угрожать
человеку, говоря «пойди и сделай это»;
- не анализируйте его поведенческие
мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
- не спорьте и не старайтесь образумить
подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;
- делайте все от вас зависящее.
И, конечно же, обращайтесь к
специалистам за помощью!
Критерии выявления несовершеннолетних,
склонных к
суицидальному поведению
Более всего восприимчивы к суициду
подростки, у которых присутствуют следующие факторы:
1.
Ранние попытки к суициду;
2.
Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
3.
Суициды в семье или в окружении друзей;
4.
Алкоголизм;
5.
Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
6.
Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
7.
Хронические или смертельные болезни;
8.
Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение
первого года после потери;
9.
Семейные проблемы,
10.
Психические заболевания, а именно:
11.
Депрессия;
12.
Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и
тревогой;
13.
Маниакально-депрессивный психоз;
14.
Шизофрения.
Большинство потенциальных самоубийц
страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в
тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.
Признаками эмоциональных нарушений
являются:
1.
Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная
сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
2.
Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли,
постоянную усталость, частую сонливость);
3.
Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
4.
Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
5.
Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении
работы, которая раньше приносила удовольствие;
6.
Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в
человека-одиночку;
7.
Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
8.
Погруженность в размышления о смерти;
9.
Отсутствие планов на будущее;
10.
Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Признаки депрессии у детей и подростков
ДЕТИ
1.
Печальное настроение
2.
Потеря свойственной детям энергии
3.
Внешние проявление печали
4.
Нарушение сна
5.
Соматические жалобы
6.
Изменение аппетита или веса
7.
Ухудшение успеваемости
8.
Снижение интереса к обучению
9.
Страх неудачи
10.
Чувство неполноценности
11.
Самообман - негативная самооценка
12.
Чувство «заслуженной отвергнутости»
13.
Чрезмерная самокритичность
14.
Сниженная социализация, замкнутость
15.
Агрессивное поведение, отреагирование в действиях
ПОДРОСТКИ
1.
Печальное настроение
2.
Чувство скуки
3.
Чувство усталости
4.
Нарушение сна
5.
Соматические жалобы
6.
Неусидчивость, беспокойство
7.
Фиксация внимания на мелочах
9.
Замкнутость
10.
Рассеянность внимания
11.
Агрессивное поведение
12.
Непослушание
13.
Склонность к бунту
14.
Злоупотребление алкоголем или наркотиками
15.
Плохая успеваемость
16.
Прогулы в школе
Рекомендации педагога-психолога родителям учащихся выпускных классов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
21.12.2025
Поведение родителей
В экзаменационную пору
основная задача родителей – создать комфортные оптимальные условия для
подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а
главное – спокойствие взрослых помогают ребёнку успешно справиться с
собственным волнением.
Не запугивайте
ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих
экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры,
которые сам ребенок преодолеть не может.
Независимо от
результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он
(она) – самый(ая) любимый(ая), и что всё у него (неё) в жизни получится! Вера в
успех, уверенность в своём ребёнке, его возможностях, стимулирующая помощь в
виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы
лучше растут».
Организация занятий
Очень важно
разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во
время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные. И вот именно в
разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное
участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой
стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения
использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин
предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности. Заблаговременное
ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и ОГЭ и заполнения бланков,
особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении
пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с
заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его
распределять.
Помогите распределить
темы подготовки по дням.
Обеспечьте своему
выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об
организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба,
творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту
пору и «от плюшек не толстеют!»
Не допускайте
перегрузок ребёнка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать
перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена
ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
Именно Ваша поддержка
нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные
моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку
гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Рекомендации родителям
Не секрет, что
успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому
родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам,
попробуйте выполнять несколько советов.
1. Не тревожьтесь сами! Внушайте ребёнку мысль, что
количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Виржиния Сатир
(американский психолог) выявила, что для хорошего самочувствия, и даже просто
для жизненного выживания ребёнку необходимо минимум 8 объятий в день!
Не стесняйтесь –
обнимайтесь! Гладьте по голове ваше чадо, хорошо бы ещё лёгкий массаж
предплечья!
3. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, т.к. никто кроме
вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка,
связанное с переутомлением.
4. Контролируйте режим подготовки, не
допускайте перегрузок. Посоветуйте вовремя сделать передышку. Объяснит ему, что
отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.
5. Обратите внимание на питание ребёнка!
Исключить чипсы, газированную воду, кофеин содержащие напитки. Такие продукты,
как рыба, творог, орехи, мёд, курага стимулируют работу головного мозга.
6. Вместе определите, «жаворонок» выпускник
или «сова». Если «жаворонок» – основная подготовка проводится днём, если
«сова»- вечером.
7. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку
полноценный отдых. Договоритесь, что вечером накануне экзамена он прекратит
подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать
часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
8. Непосредственно во время подготовки к
экзаменам важно обходиться без допинга (кофе, крепкий чай, энергетические
напитки, т.к. нервная система и так на взводе. Немалый вред может нанести
работающий телевизор, радио. Ребёнок может слушать музыку во время подготовки,
но пусть эта музыка будет без слов, инструментальная.
9. Посоветуйте детям во время экзамена
обратить внимание на следующее:
— пробежать глазами
весь текст, чтобы увидеть какого типа задания в нём содержаться, это поможет
настроиться на работу;
— внимательно
прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время
тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и
торопятся его вписать);
— если не знаешь
ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему
вернуться;
— если не смог в
течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою
интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
10. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
ПОМНИТЕ: самое главное
– это снизить напряжение и тревожность ребёнка и помочь ему организовать самого
себя.
Родители не могут
ВМЕСТО ребёнка сдать экзамены, но они могут быть ВМЕСТЕ с ребёнком во время его
подготовки к экзамену.
Уважаемые родители,
провожая сына или дочь на экзамен, проверьте, пожалуйста, наличие у них
необходимых документов.
Удачи!
Рекомендации для родителей «Совместное выполнении домашнего задания с ребенком»
21.12.2025
1.
Старайтесь эмоционально поддерживать своего
ребенка. Не говорите ему: «Другие дети могут, а ты – неспособный». Скажите ему,
что у него получается неплохо, хотя есть и отдельные недостатки. Но ведь он для
того и учится, чтобы получилось замечательно. Обязательно отмечайте его успехи.
Покажите ему, что Вы «с ним вместе». Подчеркивайте его позицию школьника,
взрослого.
2.
Не старайтесь выполнить за ребенка его задание:
ему нужно постепенно научиться работать самому. Предлагайте ему оценить
результаты его работы самому. Это очень важное умение – научиться оценивать
свою работу. Если он сделал ошибки, пусть попробует найти их самостоятельно.
Если ребенок испытывает затруднения, помогите ему (по принципу «горячо–
холодно»). Если Вы видите, что Ваш ребенок увлечен работой – отойдите от него
на время. Но в конце обязательно совместно с ним оцените его труд.
3.
Обратите внимания, на длительность занятий с
ребенком, важно, чтобы он не слишком сильно переутомлялся. Следите, чтобы
ребёнок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал в
определённое время.
4.
Следите, чтобы учебная деятельность учащихся
чередовалась трудом умственным и физическим, выполнение домашних заданий после
непродолжительного активного отдыха.
5.
Старайтесь регламентировать в режиме дня ребенка
определённые часы для выполнения домашних заданий.
6.
При тренировке чтения желательно, чтобы ребенок
читал по 15–20 минут, но каждый день. То же касается письма.
7.
При письме важно, чтобы ребенок проговаривал
звуки слова. Пусть он бубнит» – это полезный навык на начальном этапе обучению
письму и дополнительная гарантия, что он не напишет букве лишнюю «палочку».
8.
Постарайтесь по возможности ликвидировать
трудности, которые возникают при изучении той или иной дисциплины, неуспехи
могут вести к снижению учебной мотивации.
Что делать, если ребенка обижают в школе?
21.12.2025
1.
Проявлять по отношению к обидчикам
терпимость и сдержанность, однако, если кто-то из ребят занимается
рукоприкладством, об этом обязательно необходимо знать классному руководителю и социальному
педагогу. Взрослый не может добиться, чтобы ребенка любили, но он может и должен
потребовать, чтобы по отношению к нему не допускалось слов и действий,
унижающих человеческое достоинство. Опыт показывает, что решительное
вмешательство взрослых вполне способно пресечь подобные глумления.
2.
Поговорите и объясните ребенку, что вы не
сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку
не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым и никого не
наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к
рукоприкладству первым, даже если его дразнят.
3.
Обидчикам интересно обижать того, кто
обижается, кто бросается с кулаками на окружающих, кто начинает плакать, если
его подразнить. Когда человек плачет, злится, пытается возражать, убегает,
обидчики чувствуют свою власть. Обидчикам интересно задеть, подразнить
человека, который отреагирует на это в соответствии с его ожиданиями (прижмется
к стене, полезет в драку, заплачется или пойдет к учителю). Обидчик за счет другого просто чувствует
себя лидером. В этом случае НУЖНО не реагировать так, как хочет обидчик. В
большинстве случаев нападки провоцирует именно острая реакция на отношение
одноклассников.
4.
Обратите внимание ребенка на то, как
общаются между собой остальные ребята. Возможно, что некоторые слова и
поступки, которые воспринимаются как оскорбление, просто принятый в этой группе
стиль поведения (т.е. других ребят тоже могут задеть, сделать замечание,
посмеяться над ними). Дайте понять ребенку, что его проблема не уникальная.
5.
Помогите ребенку научиться правильно
реагировать на провокации: "Ты можешь так думать, если тебе это
нравится", "Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о
людях", "Все уже это поняли".
Проговорите с ребенком сложные
коммуникативные ситуации и помогите найти правильные ответы. Помогите ребенку адекватно реагировать на ситуации:
•
не терпеть там, где уместно было бы дать отпор;
•
не лезть в драку или начинать ругаться, выяснять
отношения из-за какой-нибудь мимоходом брошенной фразы, на которую никто не
обратил бы внимания.
НЕЛЬЗЯ обсуждать навязываемую обидчиками
тему (свою внешность, качества и т.д.), спорить, оправдываться, сердиться. НАДО
кратко и спокойно охарактеризовать их поведение, переложив ответственность за
происходящее на них. Конечно, сказать это должным тоном и вовремя непросто,
однако, ваша задача помочь выработать это навык.
Контакт со
сверстниками:
1.
Вступить в коллектив бывает не очень просто. В семье ребенка окружает атмосфера
заботы и любви, родители любят ребенка безоговорочно, но сверстники судят
строже.
Дети в своих
сверстниках, в первую очередь, ценят такие качества характера:
•
Доброта (дети запоминают доброту по
незначительным поступкам (поделились карандашом или ручкой на уроке и т. п.)).
•
Честность.
•
Смелость.
•
Душевность и доброжелательность.
•
Уравновешенность и спокойствие.
Дети не любят навязчивость, объясните
ребенку, что если кто-то проявил к нему доброжелательность, нужно проявить
доброжелательность в ответ, но сразу возводить этого человека в статус друга
рано.
Объясните, что дружба - это работа,
расскажите, что такое общие интересы, умение слушать, умение помочь делом и
советом, умение прощать и принимать недостатки другого человека.
2.
Учите ребенка пониманию. Объясните, что
плохое поведение другого ребенка может быть обусловлено его личными проблемами,
неуспехами и страхами. Расскажите, что иногда человек может быть грубым и
недружелюбным вследствие личных переживаний (проблемы в семье, получил двойку,
плохое самочувствие и. т. п.)
Объясните, что все люди разные, и нужно
учиться ограждаться от негатива и не принимать все на свой счет. Нужно
стараться учить ориентироваться на результаты своей деятельности, на интерес, а
не на оценку окружающих.
3.
Если сам ребенок «не комплексует» и
принимает свои недостатки, то отношение к нему довольно быстро становится
нормальным.
4.
Помогите ребенку не фиксироваться на обидах
и неудача, делайте акцент на успехах, связанных с овладением умения понимать,
слушать, помогать и взаимодействовать со сверстниками.
Что делать, если у ребенка заниженная самооценка?
21.12.2025
Самооценка — это представление человека
о самом себе, о своих личностных качествах и особенностях, это то, как человек
оценивает себя, свои возможности и способности.
Рекомендации:
1.
Постарайтесь не сравнивать ребенка с другими
детьми. Все люди разные, у каждого своя жизнь, свои способности и
возможности.
2.
Старайтесь, разговаривая с ребенком,
переформулировать все его негативные мысли в позитивную сторону, размышляйте
вместе с ним о положительном исходе событий.
Для этого
можно использовать формулы самовнушения – короткие фразы, которые помогут
почувствовать уверенность в себе (например, «У тебя все получится!», «Ты
справишься!» и т.д.) 3. Сосредоточьтесь на достоинствах ребенка. Скорее всего,
он прекрасно знает свои недостатки, но совсем ничего не знает о своих сильных
сторонах и положительных качествах. Попробуй вместе с ребенком назвать пять его
самых сильных качества. Поговорите о том, как в жизни опираться на свои сильные
стороны и реже проявлять слабые.
4. Избегай
в разговорах с ребенком, чтобы он приписывал себе такие качества, как глупость,
неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость. Объясните, что нет
идеальных людей, что у всех есть недостатки.
5. Старайтесь
в любых видах деятельности сначала давать поручения и задания, которые по плечу
Вашему ребенку. Постепенно их можно усложнять.
6. Дети
могут быть чувствительны к словам родителей и к тому, что говорят другие. Не
забудьте похвалить вашего ребѐнка не только за хорошо сделанную работу, но и за
приложенные усилия.
7. Любовь
поможет повысить самооценку вашего ребѐнка. Обнимите его и скажите, что
гордитесь им, когда видите, как он прилагает усилие к чему-то или пытается
сделать что-то, что ранее ему не удавалось.
8. Хвалите
часто и честно, но не переусердствуйте.
9. Давайте
позитивные и чѐткие советы.
10. Создайте
безопасную, уютную и любящую домашнюю атмосферу.
Помните, что работа по
коррекции самооценки – это дело не
одного дня!
Систематическая,
последовательная и усердная работа родителей в данном направлении способна
позволить ребенку взглянуть на себя под совершенно другим углом!
21.12.2025
Просмотров всего: , сегодня: